Мемуары актёра.
Tomas Milian con Manlio Gomarasca - Monnezza amore mio.
Томас Милиан с Манлио Гомараска - Монеца, любовь моя.
Глава Первая - Дон Квинтин Печальный*
Гнилые отходы - одно из самых ярких моих воспоминаний о Кубе; ярче чем шум ливня, пение лягушек и стрекот сверчков или пьянящий аромат орхидей с их белыми цветками в форме бабочек. Отходы от родственников и друзей, которые мы собирали от дома к дому, волоча при этом за собой такую вонь, что свиньи ещё до нашего появления в воротах фермы загородного дома уже чуяли запах своего предстоящего праздника. На следующий день мы везли в Гавану молоко от коровы и плоды с наших деревьев: манго, папайя, кокос, авокадо, бананы, каимито, гуавы, мамей. Продавали, забирали отходы и возвращались обратно. Так жили. Каждый день, кроме воскресенья.
Томас Роберто Родригес-Барона и Эстрада, - говорит Томас,- мой отец, был вместе с армейскими офицерами, которые во время переворота Батисты, в сентябре 1933 года*,- мне было тогда всего шесть месяцев,- сопротивлялись, забаррикадировавшись в отеле Nacional больше недели. В конце концов их арестовали и заперли в крепости Ла-Кабанья, где в отчаянии, он пытался перерезать себе горло. К счастью, ему это не удалось.
Как только рана зажила, тетя Кармен Хименес, очень влиятельный человек в Гаване, вдова одного из наиболее уважаемых представителей интеллигенции страны и ректора Университета Гаваны Хосе (Пепе) Каденаса*, добилась, чтобы моего отца перевели в частную клинику нервных расстройств. Мне было четыре года, когда меня впервые взяли для его посещения. Помню он вышел из одного из бунгало, в которых были госпитализированы пациенты: на нём были тёмные очки, несмотря на густую тень от деревьев. Это был мой отец, которого я до того момента не видел. Когда его освободили, мы поселились в Пунта-Брава, недалеко от Гаваны, в загородном доме тети Кармиты, Вилла-Кармен, - именно там, пропустив 5 лет, мы начали узнавать друг друга ближе.
Из армейского офицера мой отец стал скотоводом. У него было всех по двое, как в Ноевом ковчеге: петух и курица, корова и бык, лошадь и кобыла, крольчиха и кроль, сын и дочка. Животные были подарены родственниками и друзьями, а моя сестра Элиана и я были подарком от нашей матери. Мой отец командовал самой маленькой армией мира, в которой был единственный солдат - это я; и он учредил железную военную дисциплину … даже жестокую.
Помню, однажды вечером на ужин была рыба - кость застряла у меня в горле и я стал задыхаться. Мой отец поднял меня за ноги и, в то время как я был в воздухе с раскинутыми руками и опущенной головой, начал бить мне по спине. Хотя было трудно дышать, я почувствовал, что эта «скорая помощь» была больше отдушиной его ярости, нежели желанием спасти меня.
Я жил в ожидании воскресенья, дня отдыха и встречи с нашими родственниками, которые приходили к нам. Жаль только, но в пять вечера праздник заканчивался. Дяди начинали скликать своих детей, чтобы уехать, и когда я видел, как они садились в автомобили, кричал: "Заберите меня ... заберите меня отсюда!".
По этой причине одна наша знакомая дала мне прозвище Don Quintin el Amargao (Дон Квинтин Печальный). Как в Андалузии, так и кубинцы имеют привычку слова оканчивающиеся на "-ado" и "-odo" закрывать в конце просто на "-ao" и в данном случае "amargado" означает печальный, обиженный. Короче говоря, amargado - amargao или даже озлобленный, я этими криками пытался послать SOS своим родственникам, чтобы они спасли меня. От чего? Я сам не знал ещё, но я уже начал предчувствовать.
Был канун нового 1945 года. Мне было двенадцать лет. Мы собирались пойти на завтрак в дом бабушки и дедушки по материнской линии. Прежде чем выйти, мой отец, сидя в кресле, показал жестом, похлопав рукой по своей ноге, чтобы я присел. Обхватив меня он сказал: «Томми, я очень устал и я хочу, чтобы ты стал “хорошим человеком” и позаботился о своей матери и сестре». Не понимая, что он говорит, я был удивлен этим неожиданным жестом привязанности - такое было впервые. Я подумал: "Это только благие намерения на Новый год, а завтра...".
Придя в дом бабушки и дедушки мои родители закрылись в спальне, а сестра Элиана и я сели за стол с родственниками. Через несколько минут я увидел, как моя мать, идёт через патио на кухню и плачет. Я спросил: "Почему мама плачет?". Не дожидаясь ответа и не спрашивая разрешения я встал и пошёл в комнату, где был мой отец. После слов, что он сказал мне, я чувствовал себя вправе спросить его; отчего плачет моя мама. Но дверь была закрыта. Я как можно громко позвал, чтобы он услышал.
- "Папа?"
Тишина.
- "Папа!?"
Нет ответа.
Я медленно открыл дверь и увидел, что он лежит на кровати, одетый в военную форму и в своих извечных тёмных очках. В руках у него пистолет, стальной ствол которого был приставлен прямо к сердцу.
БУМ!
Я ощутил поток противоречивых чувств и мыслей. Но при этом, помню, не было никакой боли. Я чувствовал себя главным героем тех вестернов, которые смотрел в кинотеатре. Моя мать и все, кто сидел за столом, попытались войти в комнату, но я заградил им проход, потому что это был мой фильм, достигший финальной дуэли между хорошим и злым. Кто был хорошим парнем? Кто плохим? У меня не было времени обдумать это - я бежал к телефону, чтобы позвонить бабушке - матери моего отца. Снял трубку и спешно набрал номер. Занято! Я бросил трубку! Но в том, как она упала было что-то неубедительное для меня. "Я её плохо бросил! Этот жест не правдив - это не жест сына, который только что видел, как его отец стреляет себе в сердце. Это фальшь! Я притворяюсь, что я страдаю". Я снова взял трубку и снова бросил, пытаясь сделать на этот раз лучше, но получилось только хуже, потому что это был нарочито-осознанный жест. Я играл. С того момента, актёрство для меня стало эквивалентом лжи и обмана.
Я оставил телефон и бросился к дому второй бабушки, которая жила за углом. Я бежал, бежал и бежал - для того только, чтобы получить одышку и дрожащий голос. "Это поможет мне выглядеть огорчённым!" - сказал я себе. И я бежал задыхаясь: "А-ах, ах..".
Когда моя бабушка увидела меня я сказал ей: "Ах, ах ... папа ... ах-ах".
- "Что? Что случилось?"
- "Ах ... папа ... папа покончил с собой!"
Во время церемонии похорон солдаты выполнили "смену караула", стукнув ружьями об землю. Моя мать сидела перед ними в сухом плаче; безмолвная, неподвижная и элегантная. Я медленно подошёл и опустил голову ей на колени, как бы говоря: "Не волнуйся, мама, теперь я позабочусь о тебе",- но она велела мне отойти, желая побыть в одиночестве.
Через несколько месяцев, в школе во время урока английского, я взял стул и бросил его в учителя, который кричал на меня; однако промахнулся и стул упал у доски. Мне нужно было что-то привести в порядок, что-то завершить; умер мой отец, ушёл навсегда.
Мне было двадцать один год, когда в 1954 году в Гаване я пошёл в кино и посмотреть фильм "К востоку от Эдема". В главной роли - Джеймс Дин и это был его первый фильм. Он играл роль парня, который рос без матери и был не в ладах с отцом. Его усилия, чтобы завоевать родительскую любовь и восхищение, сильно поразили меня и я начал читать статьи о Джеймс Дине, чтобы узнать, как он делал свою актёрскую карьеру и какие шаги для этого предпринимал. Я обнаружил, что в свои двадцать он оставил Фермонт в штате Индиана и отправился в Нью-Йорк, чтобы присоединиться к Актёрской студии*. Наивно я спросил самого себя: "Почему я не могу?".
За помощью я отправился к тёте Кармите. Только с ней я мог поделиться мечтой, что хочу стать актёром в Соединенных Штатах. Она сказала мне так, что потом стало самым важным уроком, который когда-либо я имел: "Томми, чтобы быть актёром, нужно знать жизнь и испытать на себе, какие страдания переживает обычный человек для того, чтобы заработать на хлеб насущный. Кого ты мог бы изобразить? Молодого повесу, который просто хочет весело проводить время? Что за скучный фильм, дитя моё!"
Она была права, двадцать лет моя жизнь текла безмятежно между случайными заработками, спортом и вечерами с девушками. Я любил рисовать, но это было больше по необходимости, чем желанием. Я нуждался в общении с другом или с подругой, в общем, с кем-либо, с кем мне не очень трудно было говорить. Многие не понимали меня. Моя семья, за исключением моей бабушки по материнской линии, была такого мнения: "Он умеет рисовать? Пусть тогда рисует красивое мыло Palmolive! За рекламу платят хорошо!" Таким образом, меня зачислили в школу коммерческого дизайна Гаваны и по окончанию курса я устроился на работу в рекламное агентство. В то же время я начал заниматься греблей в одном из самых элитных клубов "l’Havana Biltmore Yacht & Country Club", где я встретил и даже обручился с девушкой по имени Еленой или просто Нена, которая стала моей первой большой любовью.
В клубе Biltmore было очень плотное расписание светских мероприятий, в которые я также был вовлечён. Однажды организовали конкурс в Comparsas*, кубинское карнавальное шествие, в котором группы танцуют в ритме conga, следуя определённой теме. Меня спросили, не хочу ли я оформить один из номеров, и я согласился. Подготовил по заданной теме костюмы, музыку, танцы и выиграл Первый приз - наручные часы Patek Philippe.
Моя семья, однако, смотрела неодобрительно на то, что я зарабатываю себе на жизнь рисунками, считая это ремесло малопригодным для мужчины, и поэтому я отправился работать в автосалон Ambar Motors, принадлежащий итальянскому миллиардеру, другу Бенито Муссолини, Амедео Барлетта.
В дилерском центре каждое утро начиналось с церемониала. Когда приходил босс, все сотрудники, начиная с вице-президента, прикладывали большие усилия, чтобы иметь честь взять из его рук пиджак и сомбреро, а затем бежать, чтобы повесить их. Однажды я был в офисе один и переписывал серии, цвет и марки проданных автомобилей. Согласно правилам, сотрудник Томас Квинтин Родригес Барона и Милиан Салинас де ла'Фе и Алварес де ла'Кампа, я имею в виду себя, был одет в белую рубашку и галстук, но я засучил рукава почти до подмышек.
"Родригес!"- позвал меня Барлетта с порога своего кабинета. Думаю, он ожидал, что я вскочу, но я сделал вид, что не слышу.
"Родригес!"- кричит.
"Что Вы хотите?"- спрашиваю, не поворачиваясь.
"El saco y el sombrero!"- следует, то есть куртка и шляпа.
"Вешалка для одежды на стене слева!"
"Вон! Вон отсюда, мясник, со своими завёрнутыми рукавами до шеи!"
Я вышел оттуда, впервые чувствуя себя довольным самим собой.
К счастью, отец Нены работал в одной газете, которая издавала Кто есть Кто, ежегодник о самых влиятельных семьях на Кубе; и я думаю, он намеревался доверить мне верстку нового издания посвященного Кантри клубу, зная меня, как большого завсегдатая Biltmore.
Однажды я был в плохом настроении из-за прошедшей регаты. Мы загорали вместе с Нена на пляже, а незнакомые девушки стали строить мне глазки, потому что, говоря по-правде, я был неплох. Нена, рассерженная, попросила меня перейти на другое место, но я сказал нет. Это привело к ссоре. Тогда я поднялся и ушел в Biltmore, где собиралась большая вечеринка. Там я познакомился с девушкой, очень красивой, высокой и стройный, со светло- русыми волосами и голубыми глазами - Алейда. Мы обручились; и со временем, её мать, которая обожала меня, решила, что я был бы идеальным женихом для её дочери.
Я запутался. Не знал, что делать с моей жизнью. Я только знал, что мне очень нужны деньги. И в один прекрасный день ко мне пришла идея, как сделать много денег. Нужно издавать ещё один Кто есть Кто - другой Кто есть Кто, который занимался бы не богатыми семьями в Гаване, а только их дочерьми.
Я связался по телефону с самым известным фотографом на Кубе, который просил называть его Рембрандтом, и рассказал ему о своей идее: если все девушки станут фотографироваться у него, они захотят не одно фото, а несколько экземпляров для всех своих родственников и друзей. Давайте делать больше и за их счёт! Для меня достаточно одной фотографии и её я получаю бесплатно в обмен на большое дело, которое ему предлагаю.
"Кто есть Кто из наследниц" имел огромный успех и на заработанные деньги я купил себе Dodge последней модели, со всеми наворотами, включая кондиционер. Молодой, каким я был, а у меня уже стиль жизни, как у Paperon de’ Paperoni*.
Ритуал вечеров был всегда одинаков : я отправлялся поужинать в ресторан с Алейдой, в сопровождении провожатой, которая следила за нами, потом в ночной клуб - мой любимый был Монмартр, и под конец послушать немного болеро типа "Ты приучила меня ко всем этим вещам"* под последний бокал, прежде чем попрощаться с девушкой и её провожатой. В следующий момент я шёл к проституткам, до шести или семи утра. В полдень всё начиналось заново.
Все изменилось, когда я решился просить Алейду стать моей женой. Для меня это была новая часть пьесы: «Юноша встречает девушку», «помолвка» и «свадьба». С решимостью следовать этому сценарию я отправился в ювелирный магазин, чтобы купить обручальное кольцо. Там я столкнулся с персонажем, хотя и не предусмотренным сценарием,- персонажем, который будет иметь особое участие в этой истории. Это была знакомая Алейды и так как я разрывался в нерешительности выбора между двумя кольцами, я был вынужден посоветоваться с ней.
На следующий день, во время приема "прошения руки" (официальное прошение для вступления в брак), девушка "чрезвычайного участия" спросила у невесты: "Тебе понравилось кольцо, которое я выбрала для тебя?". Тогда Алейд не подала вида и поблагодарила её за хороший вкус, но позже в Монмартре устроила кульминационную сцену. Мы стояли в баре в ожидании свободного столика, когда она начала ссору по поводу того чёртова кольца. В какой-то момент она захотела дать мне пощёчину, которую я парировал, отведя её руку, но она нанесла мне "низкий удар", удар коленом, который заставил меня согнуться и упасть ниц, а сама с матерью направилась к лифту. Я достиг их до того, как закрылиcь двери и, как в гангстерских фильмах, сунув деньги лифтёру,- только вместо того чтобы сказать: "Следуйте за той машиной!" - я сказал: "Поезжайте вверх - вниз, не открывая никому!" Разъярённая Алейда сняла кольцо и швырнула его мне в голову; кольцо срикошетило и затем упало в шахту лифта.
Прощай кольцо, прощай Алейда!
Привет Нью-Йорк!
На тот момент меня больше ничто не удерживало в Гаване и вот так, мало-помалу, я начал готовить документы для своего отъезда. Мне нужно было бежать из этой "не-жизни", состоящей из праздников и подруг, но у меня не было ни гроша, поскольку к тому времени все доходы от моего Кто есть кто, не менее интеллектуальной книги историй после телефонного справочника, я уже пропил, протанцевал и протрахал.
Тетя Кармита сказала мне: "Я оплачу авиабилет и курс по изучению английского языка в Майами, потому что считаю, что ты искренен, когда говоришь, что хочешь стать актёром, но на повседневную жизнь ты заработаешь себе сам, тяжело трудясь, или уборкой полов или сиделкой у больных. Вероятно также, что ты будешь страдать от голода, но это будет тот голод, какой даст тебе силу бороться за кусок черствого хлеба обычного человека."
Пророческие слова.
Я покинул Кубу 5 января 1956 года, за одиннадцать месяцев до прихода Фиделя Кастро, и подобно ему я тоже уехал для того, чтобы сделать революцию. Свою.
Примечания
* Дон Квинтин-горемыка, пьеса; Don Quintin el Amargao - Carlos Arniches y Antonio Estremera (1924). Имеется несколько экранизаций; одна из них Дочь обмана - A Filha Do Engano (1951) режиссёр Луис Бунюэль.
Дон Квинтин, скромный коммивояжёр, удручён свалившимися на него финансовыми проблемами. Однажды он находит свою жену в постели с другим мужчиной и выгоняет её из дома, а потом, сомневаясь в собственном отцовстве, оставляет малышку-дочь на пороге дома нищего пьяницы. Прошло много лет и он решается вернуть дочь.
* В сентябре 1933 года на Кубе произошёл государственный переворот названный "Бунт сержантов", одним из заговорщиков был Батиста.
* Именем Пепе Каденаса была названа площадь над лестницей Гаванского университета с бронзовой статуей Альма-Матэр. Площадь Каденаса была местом встречи самых политически активных студентов, членов FEU (Университетская Федерации студентов).
* Актёрская студия в Нью-Йорке - "вне-бродвейская" ассоциация актёров, ставивших часто экспериментальные, мало-бюджетные пьесы
* Comparsas - фиеста, карнавал, парад по улицам города, где группы соревнуются за лучший костюм и лучшую музыку.
* Paperon de’ Paperoni - дядюшка Скрудж из Утиных историй.
Tomas Milian con Manlio Gomarasca - Monnezza amore mio.
Томас Милиан с Манлио Гомараска - Монеца, любовь моя.
Глава Первая - Дон Квинтин Печальный*
Гнилые отходы - одно из самых ярких моих воспоминаний о Кубе; ярче чем шум ливня, пение лягушек и стрекот сверчков или пьянящий аромат орхидей с их белыми цветками в форме бабочек. Отходы от родственников и друзей, которые мы собирали от дома к дому, волоча при этом за собой такую вонь, что свиньи ещё до нашего появления в воротах фермы загородного дома уже чуяли запах своего предстоящего праздника. На следующий день мы везли в Гавану молоко от коровы и плоды с наших деревьев: манго, папайя, кокос, авокадо, бананы, каимито, гуавы, мамей. Продавали, забирали отходы и возвращались обратно. Так жили. Каждый день, кроме воскресенья.
Томас Роберто Родригес-Барона и Эстрада, - говорит Томас,- мой отец, был вместе с армейскими офицерами, которые во время переворота Батисты, в сентябре 1933 года*,- мне было тогда всего шесть месяцев,- сопротивлялись, забаррикадировавшись в отеле Nacional больше недели. В конце концов их арестовали и заперли в крепости Ла-Кабанья, где в отчаянии, он пытался перерезать себе горло. К счастью, ему это не удалось.
Как только рана зажила, тетя Кармен Хименес, очень влиятельный человек в Гаване, вдова одного из наиболее уважаемых представителей интеллигенции страны и ректора Университета Гаваны Хосе (Пепе) Каденаса*, добилась, чтобы моего отца перевели в частную клинику нервных расстройств. Мне было четыре года, когда меня впервые взяли для его посещения. Помню он вышел из одного из бунгало, в которых были госпитализированы пациенты: на нём были тёмные очки, несмотря на густую тень от деревьев. Это был мой отец, которого я до того момента не видел. Когда его освободили, мы поселились в Пунта-Брава, недалеко от Гаваны, в загородном доме тети Кармиты, Вилла-Кармен, - именно там, пропустив 5 лет, мы начали узнавать друг друга ближе.
Из армейского офицера мой отец стал скотоводом. У него было всех по двое, как в Ноевом ковчеге: петух и курица, корова и бык, лошадь и кобыла, крольчиха и кроль, сын и дочка. Животные были подарены родственниками и друзьями, а моя сестра Элиана и я были подарком от нашей матери. Мой отец командовал самой маленькой армией мира, в которой был единственный солдат - это я; и он учредил железную военную дисциплину … даже жестокую.
Помню, однажды вечером на ужин была рыба - кость застряла у меня в горле и я стал задыхаться. Мой отец поднял меня за ноги и, в то время как я был в воздухе с раскинутыми руками и опущенной головой, начал бить мне по спине. Хотя было трудно дышать, я почувствовал, что эта «скорая помощь» была больше отдушиной его ярости, нежели желанием спасти меня.
Я жил в ожидании воскресенья, дня отдыха и встречи с нашими родственниками, которые приходили к нам. Жаль только, но в пять вечера праздник заканчивался. Дяди начинали скликать своих детей, чтобы уехать, и когда я видел, как они садились в автомобили, кричал: "Заберите меня ... заберите меня отсюда!".
По этой причине одна наша знакомая дала мне прозвище Don Quintin el Amargao (Дон Квинтин Печальный). Как в Андалузии, так и кубинцы имеют привычку слова оканчивающиеся на "-ado" и "-odo" закрывать в конце просто на "-ao" и в данном случае "amargado" означает печальный, обиженный. Короче говоря, amargado - amargao или даже озлобленный, я этими криками пытался послать SOS своим родственникам, чтобы они спасли меня. От чего? Я сам не знал ещё, но я уже начал предчувствовать.
Был канун нового 1945 года. Мне было двенадцать лет. Мы собирались пойти на завтрак в дом бабушки и дедушки по материнской линии. Прежде чем выйти, мой отец, сидя в кресле, показал жестом, похлопав рукой по своей ноге, чтобы я присел. Обхватив меня он сказал: «Томми, я очень устал и я хочу, чтобы ты стал “хорошим человеком” и позаботился о своей матери и сестре». Не понимая, что он говорит, я был удивлен этим неожиданным жестом привязанности - такое было впервые. Я подумал: "Это только благие намерения на Новый год, а завтра...".
Придя в дом бабушки и дедушки мои родители закрылись в спальне, а сестра Элиана и я сели за стол с родственниками. Через несколько минут я увидел, как моя мать, идёт через патио на кухню и плачет. Я спросил: "Почему мама плачет?". Не дожидаясь ответа и не спрашивая разрешения я встал и пошёл в комнату, где был мой отец. После слов, что он сказал мне, я чувствовал себя вправе спросить его; отчего плачет моя мама. Но дверь была закрыта. Я как можно громко позвал, чтобы он услышал.
- "Папа?"
Тишина.
- "Папа!?"
Нет ответа.
Я медленно открыл дверь и увидел, что он лежит на кровати, одетый в военную форму и в своих извечных тёмных очках. В руках у него пистолет, стальной ствол которого был приставлен прямо к сердцу.
БУМ!
Я ощутил поток противоречивых чувств и мыслей. Но при этом, помню, не было никакой боли. Я чувствовал себя главным героем тех вестернов, которые смотрел в кинотеатре. Моя мать и все, кто сидел за столом, попытались войти в комнату, но я заградил им проход, потому что это был мой фильм, достигший финальной дуэли между хорошим и злым. Кто был хорошим парнем? Кто плохим? У меня не было времени обдумать это - я бежал к телефону, чтобы позвонить бабушке - матери моего отца. Снял трубку и спешно набрал номер. Занято! Я бросил трубку! Но в том, как она упала было что-то неубедительное для меня. "Я её плохо бросил! Этот жест не правдив - это не жест сына, который только что видел, как его отец стреляет себе в сердце. Это фальшь! Я притворяюсь, что я страдаю". Я снова взял трубку и снова бросил, пытаясь сделать на этот раз лучше, но получилось только хуже, потому что это был нарочито-осознанный жест. Я играл. С того момента, актёрство для меня стало эквивалентом лжи и обмана.
Я оставил телефон и бросился к дому второй бабушки, которая жила за углом. Я бежал, бежал и бежал - для того только, чтобы получить одышку и дрожащий голос. "Это поможет мне выглядеть огорчённым!" - сказал я себе. И я бежал задыхаясь: "А-ах, ах..".
Когда моя бабушка увидела меня я сказал ей: "Ах, ах ... папа ... ах-ах".
- "Что? Что случилось?"
- "Ах ... папа ... папа покончил с собой!"
Во время церемонии похорон солдаты выполнили "смену караула", стукнув ружьями об землю. Моя мать сидела перед ними в сухом плаче; безмолвная, неподвижная и элегантная. Я медленно подошёл и опустил голову ей на колени, как бы говоря: "Не волнуйся, мама, теперь я позабочусь о тебе",- но она велела мне отойти, желая побыть в одиночестве.
Через несколько месяцев, в школе во время урока английского, я взял стул и бросил его в учителя, который кричал на меня; однако промахнулся и стул упал у доски. Мне нужно было что-то привести в порядок, что-то завершить; умер мой отец, ушёл навсегда.
Мне было двадцать один год, когда в 1954 году в Гаване я пошёл в кино и посмотреть фильм "К востоку от Эдема". В главной роли - Джеймс Дин и это был его первый фильм. Он играл роль парня, который рос без матери и был не в ладах с отцом. Его усилия, чтобы завоевать родительскую любовь и восхищение, сильно поразили меня и я начал читать статьи о Джеймс Дине, чтобы узнать, как он делал свою актёрскую карьеру и какие шаги для этого предпринимал. Я обнаружил, что в свои двадцать он оставил Фермонт в штате Индиана и отправился в Нью-Йорк, чтобы присоединиться к Актёрской студии*. Наивно я спросил самого себя: "Почему я не могу?".
За помощью я отправился к тёте Кармите. Только с ней я мог поделиться мечтой, что хочу стать актёром в Соединенных Штатах. Она сказала мне так, что потом стало самым важным уроком, который когда-либо я имел: "Томми, чтобы быть актёром, нужно знать жизнь и испытать на себе, какие страдания переживает обычный человек для того, чтобы заработать на хлеб насущный. Кого ты мог бы изобразить? Молодого повесу, который просто хочет весело проводить время? Что за скучный фильм, дитя моё!"
Она была права, двадцать лет моя жизнь текла безмятежно между случайными заработками, спортом и вечерами с девушками. Я любил рисовать, но это было больше по необходимости, чем желанием. Я нуждался в общении с другом или с подругой, в общем, с кем-либо, с кем мне не очень трудно было говорить. Многие не понимали меня. Моя семья, за исключением моей бабушки по материнской линии, была такого мнения: "Он умеет рисовать? Пусть тогда рисует красивое мыло Palmolive! За рекламу платят хорошо!" Таким образом, меня зачислили в школу коммерческого дизайна Гаваны и по окончанию курса я устроился на работу в рекламное агентство. В то же время я начал заниматься греблей в одном из самых элитных клубов "l’Havana Biltmore Yacht & Country Club", где я встретил и даже обручился с девушкой по имени Еленой или просто Нена, которая стала моей первой большой любовью.
В клубе Biltmore было очень плотное расписание светских мероприятий, в которые я также был вовлечён. Однажды организовали конкурс в Comparsas*, кубинское карнавальное шествие, в котором группы танцуют в ритме conga, следуя определённой теме. Меня спросили, не хочу ли я оформить один из номеров, и я согласился. Подготовил по заданной теме костюмы, музыку, танцы и выиграл Первый приз - наручные часы Patek Philippe.
Моя семья, однако, смотрела неодобрительно на то, что я зарабатываю себе на жизнь рисунками, считая это ремесло малопригодным для мужчины, и поэтому я отправился работать в автосалон Ambar Motors, принадлежащий итальянскому миллиардеру, другу Бенито Муссолини, Амедео Барлетта.
В дилерском центре каждое утро начиналось с церемониала. Когда приходил босс, все сотрудники, начиная с вице-президента, прикладывали большие усилия, чтобы иметь честь взять из его рук пиджак и сомбреро, а затем бежать, чтобы повесить их. Однажды я был в офисе один и переписывал серии, цвет и марки проданных автомобилей. Согласно правилам, сотрудник Томас Квинтин Родригес Барона и Милиан Салинас де ла'Фе и Алварес де ла'Кампа, я имею в виду себя, был одет в белую рубашку и галстук, но я засучил рукава почти до подмышек.
"Родригес!"- позвал меня Барлетта с порога своего кабинета. Думаю, он ожидал, что я вскочу, но я сделал вид, что не слышу.
"Родригес!"- кричит.
"Что Вы хотите?"- спрашиваю, не поворачиваясь.
"El saco y el sombrero!"- следует, то есть куртка и шляпа.
"Вешалка для одежды на стене слева!"
"Вон! Вон отсюда, мясник, со своими завёрнутыми рукавами до шеи!"
Я вышел оттуда, впервые чувствуя себя довольным самим собой.
К счастью, отец Нены работал в одной газете, которая издавала Кто есть Кто, ежегодник о самых влиятельных семьях на Кубе; и я думаю, он намеревался доверить мне верстку нового издания посвященного Кантри клубу, зная меня, как большого завсегдатая Biltmore.
Однажды я был в плохом настроении из-за прошедшей регаты. Мы загорали вместе с Нена на пляже, а незнакомые девушки стали строить мне глазки, потому что, говоря по-правде, я был неплох. Нена, рассерженная, попросила меня перейти на другое место, но я сказал нет. Это привело к ссоре. Тогда я поднялся и ушел в Biltmore, где собиралась большая вечеринка. Там я познакомился с девушкой, очень красивой, высокой и стройный, со светло- русыми волосами и голубыми глазами - Алейда. Мы обручились; и со временем, её мать, которая обожала меня, решила, что я был бы идеальным женихом для её дочери.
Я запутался. Не знал, что делать с моей жизнью. Я только знал, что мне очень нужны деньги. И в один прекрасный день ко мне пришла идея, как сделать много денег. Нужно издавать ещё один Кто есть Кто - другой Кто есть Кто, который занимался бы не богатыми семьями в Гаване, а только их дочерьми.
Я связался по телефону с самым известным фотографом на Кубе, который просил называть его Рембрандтом, и рассказал ему о своей идее: если все девушки станут фотографироваться у него, они захотят не одно фото, а несколько экземпляров для всех своих родственников и друзей. Давайте делать больше и за их счёт! Для меня достаточно одной фотографии и её я получаю бесплатно в обмен на большое дело, которое ему предлагаю.
"Кто есть Кто из наследниц" имел огромный успех и на заработанные деньги я купил себе Dodge последней модели, со всеми наворотами, включая кондиционер. Молодой, каким я был, а у меня уже стиль жизни, как у Paperon de’ Paperoni*.
Ритуал вечеров был всегда одинаков : я отправлялся поужинать в ресторан с Алейдой, в сопровождении провожатой, которая следила за нами, потом в ночной клуб - мой любимый был Монмартр, и под конец послушать немного болеро типа "Ты приучила меня ко всем этим вещам"* под последний бокал, прежде чем попрощаться с девушкой и её провожатой. В следующий момент я шёл к проституткам, до шести или семи утра. В полдень всё начиналось заново.
Все изменилось, когда я решился просить Алейду стать моей женой. Для меня это была новая часть пьесы: «Юноша встречает девушку», «помолвка» и «свадьба». С решимостью следовать этому сценарию я отправился в ювелирный магазин, чтобы купить обручальное кольцо. Там я столкнулся с персонажем, хотя и не предусмотренным сценарием,- персонажем, который будет иметь особое участие в этой истории. Это была знакомая Алейды и так как я разрывался в нерешительности выбора между двумя кольцами, я был вынужден посоветоваться с ней.
На следующий день, во время приема "прошения руки" (официальное прошение для вступления в брак), девушка "чрезвычайного участия" спросила у невесты: "Тебе понравилось кольцо, которое я выбрала для тебя?". Тогда Алейд не подала вида и поблагодарила её за хороший вкус, но позже в Монмартре устроила кульминационную сцену. Мы стояли в баре в ожидании свободного столика, когда она начала ссору по поводу того чёртова кольца. В какой-то момент она захотела дать мне пощёчину, которую я парировал, отведя её руку, но она нанесла мне "низкий удар", удар коленом, который заставил меня согнуться и упасть ниц, а сама с матерью направилась к лифту. Я достиг их до того, как закрылиcь двери и, как в гангстерских фильмах, сунув деньги лифтёру,- только вместо того чтобы сказать: "Следуйте за той машиной!" - я сказал: "Поезжайте вверх - вниз, не открывая никому!" Разъярённая Алейда сняла кольцо и швырнула его мне в голову; кольцо срикошетило и затем упало в шахту лифта.
Прощай кольцо, прощай Алейда!
Привет Нью-Йорк!
На тот момент меня больше ничто не удерживало в Гаване и вот так, мало-помалу, я начал готовить документы для своего отъезда. Мне нужно было бежать из этой "не-жизни", состоящей из праздников и подруг, но у меня не было ни гроша, поскольку к тому времени все доходы от моего Кто есть кто, не менее интеллектуальной книги историй после телефонного справочника, я уже пропил, протанцевал и протрахал.
Тетя Кармита сказала мне: "Я оплачу авиабилет и курс по изучению английского языка в Майами, потому что считаю, что ты искренен, когда говоришь, что хочешь стать актёром, но на повседневную жизнь ты заработаешь себе сам, тяжело трудясь, или уборкой полов или сиделкой у больных. Вероятно также, что ты будешь страдать от голода, но это будет тот голод, какой даст тебе силу бороться за кусок черствого хлеба обычного человека."
Пророческие слова.
Я покинул Кубу 5 января 1956 года, за одиннадцать месяцев до прихода Фиделя Кастро, и подобно ему я тоже уехал для того, чтобы сделать революцию. Свою.
Примечания
* Дон Квинтин-горемыка, пьеса; Don Quintin el Amargao - Carlos Arniches y Antonio Estremera (1924). Имеется несколько экранизаций; одна из них Дочь обмана - A Filha Do Engano (1951) режиссёр Луис Бунюэль.
Дон Квинтин, скромный коммивояжёр, удручён свалившимися на него финансовыми проблемами. Однажды он находит свою жену в постели с другим мужчиной и выгоняет её из дома, а потом, сомневаясь в собственном отцовстве, оставляет малышку-дочь на пороге дома нищего пьяницы. Прошло много лет и он решается вернуть дочь.
* В сентябре 1933 года на Кубе произошёл государственный переворот названный "Бунт сержантов", одним из заговорщиков был Батиста.
* Именем Пепе Каденаса была названа площадь над лестницей Гаванского университета с бронзовой статуей Альма-Матэр. Площадь Каденаса была местом встречи самых политически активных студентов, членов FEU (Университетская Федерации студентов).
* Актёрская студия в Нью-Йорке - "вне-бродвейская" ассоциация актёров, ставивших часто экспериментальные, мало-бюджетные пьесы
* Comparsas - фиеста, карнавал, парад по улицам города, где группы соревнуются за лучший костюм и лучшую музыку.
* Paperon de’ Paperoni - дядюшка Скрудж из Утиных историй.
Comment