Вот и я наконец-то собралась с мыслями рассказать свою историю о том, как я сдала IELTS на L9/R9/W8/S9, хотя честно всем вопрошавшим отписывалась в личку

Бэкграунд

В школе английский был на среднюю российскую 5ку, т,е. немножко бе и ме. В универе инглиш преподавался по два раза в неделю на протяжении четырех лет, что заложило хорошую базу в виде грамматики и лексики, да и эссе всякие мы писали время от времени. А вот говорить могла с большим-большим трудом в силу своей врожденной скромности и боязни допустить ошибку, поэтому отмалчивалась (не повторяйте моих ошибок – рушьте этот дурацкий страх как только его в себе заметите). На слух тоже не особо понимала, так как за границей никогда не была, с нэйтивами не разговаривала и фильмы на английском не смотрела.

Потом на работе у нас корпоративный стандарт – английский, в связи с чем приходилось много читать и писать. Реже – говорить.

Сдача

Самым быстрым вариантом набрать баллы на визу было сдать английский на 8ки. За полгода до первой попытки сделала пробные тесты. Ридинг порадовал, лисенинг – немного расстроил. Насчет райтинга и спикинга решила – будь что будет, проверю уровень на реальном экзамене. Попытка номер раз принесла L9/R8.5/W8/S7. Было решено натаскивать спикинг, и после полугодового перерыва и двух месяцев интенсивных занятий получила заветные L9/R9/W8/S9.

Лисенинг

С момента первых пробных тестов стала каждый день слушать по дороге на работу/с работы радио – за полгода подняла лисенинг с 7-7.5 до 9. На вопрос: «Ну как же? Одно дело понимать, что говорят, а другое – отвечать на вопросы теста!» отвечаю: когда понятно, вопросы – не проблема. Триков я не знаю, кроме как использовать время, отведенное на проверку, на чтение следующих заданий.

Ридинг

Обычно самая легкая для всех часть… Особенно дженерал. Даже не знаю, что тут сказать, кроме как сначала читайте вопросы, а потом тексты.

Райтинг

Вот тут обычно начинаются проблемы, что, собственно, неудивительно, так как в нормальной жизни мы над такими вопросами не думаем и в таком стиле не пишем. Поэтому важно понимать, что для хорошей оценки нужно дать обезьянке (=экзаменатору, ничего личного, господа экзаменаторы, если кто-то вдруг читает) то, что она хочет. Почитав ielts-simon.com, Essay writing for English tests (Gabi Duigu) и Improve your IELTS writing skills, я для себя выработала такую стратегию:
  1. Понимание задания: начните с чтения ielts-simon.com, чтобы понять нюансы формулирования задания: когда нужно высказать свое мнение, а когда нет; когда нужно рассказать про обе стороны спора, а когда можно писать только про одну и т.п. И самое главное – как от этого будет меняться содержание вашего эссе.
  2. Идеи: самое главное – они не должны быть гениальными или оригинальными. Нужно писать очевидные вещи, которые непосредственно относятся к теме, т.к. оценивают, как вы знаете, не качество ваших идей. Поэтому экономьте время на раздумьях – приберегите его для более важных вещей! Про генерирование и отбор идей хорошо написано в Essay writing for English tests. Если с идеями проблемы, я советую тренироваться выдумывать их на ходу: взять список тем с реальных экзаменов и методично прорабатывать каждую, набрасывая за 5-7 минут примерный план с логикой и словарем как на экзамене. Вот увидите, что теме на 10-20й у вас автоматически будет формироваться свое поверхностное мнение на любую тему, и вы будете понимать, как его можно изложить (хорошие новости: для этого упражнения потом писать целое эссе не обязательно, но при желании можно и нужно).
  3. Структура: хорошая структура начинается с плана. Мой план:
    • введение из 2-3 предложений (1 – общее описание ситуации, 2 – представление проблемы (however), 3 – цель эссе (представить аргументы, моё мнение, и т.п.))
    • основная часть из 2 параграфов (условно «за» и «против») по 4-5 предложений каждый: on the one/other hand + topic sentence (есть аргументы в пользу...), далее аргумент 1/2/3 + supporting info (пояснения, описания, примеры и т.п.). Главное – логика, т.е. использование нужных слов-связок в достаточном количестве (because, therefore, in turn, ... – вы можете составить список своих более крутых связок, но, если честно, не припомню, чтобы я использовала что-то сложнее).
    • заключение из 1-2 предложений. Всегда писала как бог на душу положит, но старалась придерживаться такой логики: 1 – саммари о том, что обе точки зрения имеют место быть (если применимо), 2 – в зависимости от задания, какого мнения придерживаюсь я (если спрашивают) либо общий стейтмент о том, какое положение сложилось и куда это может привести.

  4. Активный вокабуляр: для его расширения советую следующее (применимо и для спикинга):
    • побольше читать англоязычной прессы на темы, близкие к IELTS (скачать список тем и идти по ним, помечая себе идеи, которые можно использовать на экзамене, и соответствующий словарь). Тем с обсуждением ресурсов для чтения – море. Я в свое время предпочитала the Guardian
    • учить не отдельные слова, а словосочетания (collocations - например, по English collocations in use)
    • побольше практики. Например, у вас есть список новых слов по теме «окружающая среда» (к примеру, из Check your vocabulary for IELTS) – найдите задание для райтинга на эту тему и напишите эссе, стараясь по памяти их все употребить
    • не тратьте время на экзамене, если не можете сразу написать красиво! Пишите как проще (но правильно), чтобы не останавливаться долго на одном месте. Если (!!!) в конце останется время – перечитайте и перепишите позаковыристей.

Спикинг

Перед первым экзаменом читала Мата Кларка – только навредила себе, имхо. Кроме того, был очень ощутимый барьер. Потом так получилось, что месяц на работе делали проект с французами, общались на английском каждый день, приходилось даже переводчиком на конференц-звонках «подрабатывать»... Это стало первой ступенькой через барьер. После этого 2 месяца занималась в носителем 1-2 раза в неделю, и он мне дал несколько ценных советов по поводу того, на что нужно обращать внимание. Ну и то, что я считаю самым главным – взяла неделю отпуска перед экзаменом, и с утра до вечера рассказывала стенке темы, обсуждала с ней вопросы. У меня были листики на (почти) каждую тему из второй части с mind maps и примерным словарем, который было бы желательно продемонстрировать.

Моя стратегия ответа на экзамене сложилась из советов на сайте ielts-yasi.englishlab.net и советов моего тьютора (после того, как я ознакомилась с критериями оценки – помним про обезьянку!). Итак, главная цель – speak naturally. Опишу как можно детальнее, т.к. очень много вопросов именно по этой теме. Для этого надо:
  1. Speak personally – побольше рассуждайте, говорите, что вы думаете, что вам кажется, что бы вы сделали, что вам лично нравится/не нравится, какой у вас был личный опыт
  2. Include at least one reason – даже если вам задали вопрос "да/нет", держите в уме, что за ним всегда последует вопрос "а почему вы так думаете". Поэтому лучше его предвосхищать и сразу порассуждать на тему почему "да" или "нет"
  3. Answer should be at least 15-25 sec. - пусть лучше вас останавливают, чем подумают, что вам нечего сказать
  4. Start answering immediately
  5. Give more information (if asked why? add also when/where/etc.). Two-part answer:
    • Direct answer + Additional information
    • Yes, I do / Absolutely / Not really / I guess so + Why/when/where/etc.

    Старайтесь избегать односложных ответов, но обязательно сначала ответьте прямо именно на поставленный вопрос. Уйдете сразу в сторону – рискуете потерять баллы, т.к. если вы не отвечаете на поставленный вопрос, экзаменатор может подумать, что вы используете какую-то заученную структуру. Ну и звучит это неестественно (представьте, вы по-русски у человека одно спрашиваете, а он совсем другое отвечает).
  6. Use connectors(linking phrases) – побольше, но к месту. Это повышает балл за coherence and cohesion – то есть, помогает вашей речи звучать логично, связно и понятно (а не как сумбурный набор фраз). Вы, скорее всего, знаете основные слова-связки, но на всякий случай, постарайтесь натренироваться использовать их так, чтобы они звучали естественно (т.е. вместо and, but и т.п. - более "сфокусированные": причина, следствие, уступка и т.п.). А также (без фанатизма) разговорные выражения типа well, you know, right и т.п.
  7. Prioritising – очень важно! Тоже для coherence and cohesion. Старайтесь отделять важное от второстепенного, т.к. это тоже делает речь более осмысленной и связной. Например, если вас спросили why? более высокий балл можно получить за такой ответ:
    • The most obvious / important / crucial reason is...
    • The key / primary factor is... и т.д. а затем
    • Of course, other reasons are ... / ... may also play the role / it may also be the case that ... / I think, it may also be explained by ... и т.д.

  8. Ну и высший пилотаж – Engage your partner – это то, что очень советовал тьютор, но у меня увы всегда плохо получалось. Особенно применимо к части 3, которую зовут "discussion". Представьте, когда вы что-то обсуждаете с другом, вы обмениваетесь с ним мнениями, взглядами и т.п. То же самое должно происходить и при обсуждении темы на экзамене. Вы как бы должны не просто отвечать на вопрос, но и вовлекать экзаменатора в дискуссию так, чтобы это звучало естественно. Для этого есть несколько способов:
    • прямой вопрос: And what's your opinion? – не особо прокатит для формата экзамена
    • tag question: ..... isn't it? (особенно с понижающей интонацией значит, что это и так все знают и все согласны, в т.ч. и собеседник)
    • высказать предположение по поводу мнения собеседника: I hope you'll agree that ... I guess everybody thinks that ... Don't you think so? Have you noticed that ...?